Аутизм у детей

Под аутизмом понимают врожденное неизлечимое заболевание у детей, при котором заметно сильное отклонение в психическом развитии. У заболевания имеется ряд причин и специфических симптомов его определяющих. Аутизм можно диагностировать и лечить.

Что такое аутизм

При аутизме нарушается психическое развитие ребенка, нарушается, ослабляется и теряется контакт с окружающими детьми и взрослыми, а также нарушается восприятие мира в целом. Весь внутренний и внешний мир находится глубоко в подсознании ребенка, он остро переживает свои личные процессы без малейшего желания идти на контакт с окружающим миром.

Ребенок с синдромом аутизм не может выразить не своих эмоций, ни принять и проанализировать эмоции окружающих людей. При данном заболевании отмечаются отклонения в развитии разговорной речи и снижение интеллектуальных способностей.

Аутизмом страдают 3 – 5 ребятишек на 10000 детей. Легкая форма отклонения в развитии обнаруживается у 40 детей на 10000 детей. У мальчиков данная форма недуга встречается выше в 3 – 4 раза, чем у девочек.

Причины развития аутизма

Ученые не пришли к единому и окончательному мнению по причинам развития аутизма. Известно только, что виновником является ген, который может повлечь нарушение в работе коры головного мозга. Наследственность является наиболее явным признаком развития заболевания. Мутационная теория появления болезни также имеет место быть. Она связана с поломками в генетическом аппарате конкретного человека еще при рождении.

К таким поломкам в гене могут привести следующие причины:

  • ионизирующее излучение, которое попадает на плод, находящийся внутри матери;
  • внутриутробное заражение вирусными или бактериальными инфекциями;
  • воздействие опасных мутагенных веществ, например химического характера, которые обладают тератогенным действием на плод;
  • заболевание нервной системы матери в хроническом русле развития из-за длительного приема психотропных препаратов.

Самым опасным временем развития плода считается период 8 – 10 недель после его зачатия. При воздействии одного из вышеперечисленных факторов в этот период развития будущего ребенка может произойти нарушение самых важных закладывающихся органов. Особенно опасно это влияние на кору головного мозга, которая ответственна за поведенческие психологические направленности у малыша.

Симптомы аутизма

Единых симптомов распознавания аутизма не существует. У каждого индивида проявление признаков заболевания носят абсолютно разный характер. Но есть основные симптоматические различия по возрастам детей, больных аутизмом.

Симптомы аутизма у детей до 2 лет:

  • Отсутствуют характерные для данного возраста проявления. Малыш не улыбается на ласковую речь матери, не тянет к ней ручки и не узнает ее среди прочих лиц, реагирует на всех абсолютно одинаково и без эмоций.
  • При общении с ребенком не происходит его визуального контакта с окружающими людьми. Отсутствует контакт глаза в глаза и реакции в принципе.
  • Игра с игрушками малыша не интересует. Он может часами теребить в руках первую попавшуюся деталь (колесо, часть от конструктора) и его не заинтересует больше ничто вокруг.
  • Нет реакции на свое имя.
  • Присутствует речевая задержка в развитии.
  • Сниженный аппетит и плохой сон.
  • Боязнь резких движений, тогда как соседний здоровый ребенок не реагирует на них.
Читайте так же:   У ребенка температура 37 градусов, что делать и стоит ли переживать?

Дополнительные симптомы у детей 2 – 11 лет:

  • К 3 – 4 годам словесный запас ребенка не велик. Он может часами повторять один и тот же звук или несколько простых слов.
  • Проявление эхолалии – повторения услышанной ранее фразы с сохранением ее структуры и интонации.
  • Ребенок никогда не начинает разговор первым и не любит в принципе вступать в диалог и общаться.
  • Неадекватный страх.
  • Стереотипные движения.
  • Беспричинные эмоциональные срывы. Ребенок может заплакать, засмеяться неожиданно для окружающих.

Симптомы аутизма после 11-летнего возраста:

  • Скудность мимики и жестикуляции.
  • Бедный словарный запас.
  • Безразличность к эмоциям и словам окружающих.
  • Большая привязанность к привычным людям, обстановке и предметам.
  • Возбудимость или, наоборот, излишняя пассивность.

Диагностика аутизма

Диагностировать аутизм у ребенка достаточно сложно даже опытным специалистам. Диагноз ставится на основе нарушений психологического характера.

В качестве самых явных нарушений при аутизме можно выделить следующие:

  • нарушение социальной адаптации в окружающей среде;
  • сложности в общении и нарушение коммуникативных навыков;
  • повторение одни и тех же действий и слов на протяжении большого количества времени.

Для подтверждения диагноза применяются следующие процедуры:

  • тесты со специальными опросниками;
  • УЗИ головного мозга;
  • ЭЭГ, назначаемый с целью исключения эпилептических припадков;
  • Осмотр врачом-отоларингологом маленького пациента и проверка его слуха.

Лечение аутизма

Лечение аутизма представляет собой ряд процедур:

  • Принятие медикаментов. Препараты подбираются исходя из симптоматики и стадии развития болезни.
  • Консультации опытных психологов. На протяжении лечения ребенок должен находиться под постоянным контролем психолога, который будет корректировать поведение малыша, предотвращать эмоциональные его срывы и улучшать социальную ориентированность.
  • Процедуры обще оздоровительного характера. Спорт в жизни ребенка аутиста должен присутствовать ежедневно. Только проходить занятия должны со специальными тренерами, ориентированными на подобных детей. Физкультурные занятия, как правило, проводятся в специальных группах, что помогает ребятишкам одновременно и социально развиваться.
  • Занятия с логопедом. Если ребенку меньше 3 лет, то данные занятия просто необходимы больному малышу, так как у него неминуемо происходит отставание в развитии речи и разговорного общения в принципе. Такие занятия помогают детям развиваться в коллективе и не бояться новых условий.

Аутизм поддается корректировке. Дети, родители которых сразу при обнаружении отклонений у их ребенка обращаются к специалисту, поддаются лечению и лучшим образом адаптируются в окружающем пространстве. При запоздалом лечении очень тяжело добиться положительных сдвигов в психологическом и поведенческом плане.

Баранов А. А. / автор статьи
Врач педиатр высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DetiZdrav.ru
Добавить комментарий