Дети с ограниченными возможностями

Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные ограничения на протяжении жизни. Это человек, страдающий физическими, психическими или сенсорными нарушениями, в результате чего он не может выполнять полноценно свои повседневные обязанности. Таким людям обычно дается инвалидность, что касается детей, то большинству из них требуется специализированное содержание и обучение.

Что такое ограниченные возможности здоровья?

К этой категории лиц относятся люди-инвалиды до 18 лет, которым необходимы специализированные условия воспитания. Сюда же причисляют и подростков с временными или постоянными отклонениями в психофизическом развитии. Состояние здоровья детей с ограниченными возможностями препятствует использованию стандартных способов обучения и воспитания. Для них прменяются только специально разработанные программы.

Корректный подход к детям с ОВЗ способствует постепенному улучшению состояния.

Степени нарушения здоровья

Согласно состоянию здоровья ребенка и возможности ааптации во внешней среде, различают такие степени нарушений:

  1. Первая степень. У ребенка наблюдается легкое или умеренное нарушение функционирования определенных систем. Такие отклонения обычно являются показанием к присвоению инвалидности, но на практике это происходит крайне редко. Кроме того, при правильном подходе к обучению и адаптации в социуме такие дети могут полностью восстановить функции.
  2. Вторая степень. У взрослых людей это третья группа инвалидности. Что касается детей, то у них наблюдаются выраженные физические или психические нарушения. даже при активном лечении такого ребенка, ему требуется ограничение социальной адаптации. Дети со второй степенью ОВЗ нуждаются в специальных условиях обучения и жизни в целом.
  3. Третья степень. Взрослые с такими отклонениями относятся ко второй группе инвалидности. Нарушения выражены очень ярко. Они в значительной степени ограничивают возможности ребенка в повседневной жизни.
  4. Четвертая степень. Характеризуется слишком выраженными физичекими или психическими отклонениями ребенка. Такие дети дезадаптированы в социуме. Поражения органов и систем в данном случае носят необратимый характер, даже при условии прохождения длительного лечения и реабилитации. Все усилия докторов и педагогов направлены на то, чтобы не допустить критического состояния ребенка. Четвертая степень ОВЗ у детей соответствует первой группе инвалидности у взрослых.

Кто такие дети с ОВЗ?

Визуально отличить здоровых детей и ребенка с ОВЗ достаточно просто. Они страдают от врожденных или приобретенных дефектов. основные виды отклонений:

  • психические нарушения;
  • изменение статодинамических функций;
  • нарушение сенсорных функций;
  • заболевания дыхательной системы, обменных процессов, пищеварения и прочее.
Читайте так же:   Ребенок не берет грудь, психует и плачет

Психические нарушения у ребенка обычно сопровождаются проблемами с речью, мышлением и восприятием общества. Довольно часто такие дети провляют внезапные эмоциональные всплески, страдают от нарушений памяти, мышления, внимания.

Что касается детей с сенсорными нарушениями, то их нервная система не справляется с объемом поступающей информации. Внешне патология проявляется в виде сильной невнимательности.

Проблемы со статодинамическими функциями проявляются в виде дефектов координации движений, неправильным развитием туловища или верхних и нижних конечностей.

Патологии внутренних органов представляют собой проблемы с кроветворением, обменными процессами, кровообращением. также ребенок может страдать от серьезных болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной или выделительной системы.

Обучение детей с ОВЗ

Целью обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья является увеличение образовательного и социального пространства за пределами учебного заведения. Для максимального восприятия информации, которая подается здоровым сверстникам, используются такие методы:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • предотвращение переутомления — чередование физических и умственных практических методов;
  • применение способов, которые активизируют познавательную деятельность, развивают письменную и устную речь;
  • поощрение даже за минимальные достижения.

Кроме учебных навыков, перагоги, занимающиеся с детьми с ОВЗ, должны раскрывать индивидуальные способности ребенка, помочь реализовать их в обществе.

Группа ОВЗ в садике

Дети с ограниченными возможностями имеют полное право развиваться вместе с другими малышами с раннего возраста. Недостаток общения со сверстниками негативно отражается на детях-инвалидах. В детских учреждениях воспитатели помогают справляться с эмоциональной зажатостью, напряженностью, гиперактивностью.

Ребенок с ОВЗ занимается вместе с себе подобными по индивидуальной программе, которая включает в себя развивающие игры, физические упражнения, соответствующую состоянию нагрузку. Дети в таком учреждении учатся выполнять базовые упражнения, переходя постепенно к более сложным нагрузкам.

Дети с ОВЗ в общеобразовательной школе

Дети-инвалиды на законодательном уровне имеют полное право обучаться в общеобразовательной школе. В учебных заведениях используются адаптивные курсы и корректирующие схемы, которые помогают более быстрой социализации. Формируется эмоционально-волевая сфера ученика, даже если он в значительной степени отстает от ровестников. Такая разница способствует пониманию обоих групп (здоровых детей и малышей-инвалидов), взаимодействию друг с другом.

Дети с ограниченными возможностями не являются проблемой для общества. Современные методики обучения позволяют вырастить из них полноценных граждан, максимально социализировать, развить индивидуальные способности, применить их в нужном русле.

Комарова О. В. / автор статьи
Врач педиатр высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DetiZdrav.ru
Добавить комментарий